После обещания депутатов Госдумы посетить бийский автотуркластер «Золотые ворота» из-за нарушения сроков сдачи объектов местные власти активизировались и рассказали о судьбе проекта. Представители бийской администрации заявили ГТРК «Алтай», что в ближайшее время на въезде в город откроют первый построенный объект, а всего у «Золотых ворот» насчитывается целых три инвестора. Впрочем, их включили в кластер задним числом, что можно считать желанием подтасовать показатели.
Как пояснил журналистам заместитель председателя Думы Бийска Игорь Степанов, одной из причин застоя в развитии туркластера стали недобросовестные предприниматели, которые хотели обмануть государство, получить землю, а потом ее продать. «К радости, такие инвесторы у нас не задерживались. Плюс еще определенные кризисные явления были. У нас очень много народу приходило. И все постепенно сдувались. И вот сегодня остались те, кто действительно может что-то сделать», - пояснил он.
Одним из таких бизнесменов называют Алексея Саламатова, который официально значится в числе первых инвесторов и хотел открыть на въезде в Бийск информационный центр. Однако комментировать как-либо данную тему предприниматель отказался, аргументируя это тем, что за много лет ему просто надоело перед всеми объясняться. Как удалось выяснить, первый и единственный пока построенный на территории туркластера объект «Горная страна» принадлежит именно Саламатову. Сейчас его подключают к коммуникациям, поэтому функционировать он начнет ориентировочно в апреле. Известно, что здесь точно будет кафе и просторные санудобства, а в перспективе – фотозона, зал для переговоров и продажа сувениров.
Однако, судя по документам, в бийском туркластере «Золотые ворота» функционируют уже три объекта. Как пояснили в мэрии, изначально территория туркластера ограничивалась только въездом в наукоград. Однако позже власти изменили границы и в него задним числом включили объекты, построенные на пути основного транспортного потока. Таким образом, в составе «Золотых ворот» оказались уже действующие торговые центры «Воскресенье» и «Старый город», и даже экоотель в противоположной точке – на выезде из Бийска.
Чиновникам пришлось пояснить и вторую странность: автотуристский кластер был включен в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма» и получил на развитие 319 млн государственных рублей. Собственно, на эти деньги и построили инженерные коммуникации. Однако из отчета программы, которая завершилась в 2018 году, следует, что в бийский кластер вложено уже 1,3 млрд рублей. Ситуацию взялся прокомментировать глава города Александр Студеникин. «Инфраструктура здесь – это порядка 360 млн рублей. Основная доля – средства федерального бюджета, и еще порядка 57 млн – это консолидированный бюджет, региональный плюс местный. Наших денег там порядка 24 млн рублей. 800 млн рублей – это те объекты, которые на сегодня построены, но в большей мере это те объекты, которые как раз построены по линии транспортного потока. Это «Воскресенье», «Арт-отель» и «Старый город», – заявил Студеникин. Проще говоря, в общие затраты на создание «Золотых ворот» бийские власти неожиданно включили и стоимость торговых центров, которые изначально строились сами по себе, без привязки к какому-либо туркластеру.
Впрочем, несмотря на то, что кластер, по большому счету, существует пока только на бумагах, градоначальник очень разумно оценивает возможности «Золотых ворот Алтая». По его словам, главная задача – притормозить туриста, едущего в Белокуриху или Горный Алтай, предоставить ему качественные услуги, а тот взамен оставит в городе некоторую сумму. Однако изначальный подход к кластеру, по мнению Студеникина, все же был непродуманным - сначала надо было создать инженерную инфраструктуру и только потом зазывать инвесторов на площадку. Тем не менее, сегодня здесь есть все коммуникации: подведен газ, электричество и водопровод. «На сегодня можно четко сказать: по линии туристического маршрута белых пятен, земельных участков больше нет. И логичное дальнейшее освоение – это как раз площадки на въезде в город. Я думаю, эта территория будет активно застраиваться и с учетом того, что от кластера «Золотые ворота» в сторону нефтебазы у нас будет строиться целый большой поселок», - заверил глава города.
Также журналистам удалось выяснить, что участок за «Горной страной» площадью 7 га в аренду уже взяла дочерняя фирма ТД «Аникс». Она собирается построить здесь логистический терминал. В компании рассказали, что уже заказали проект, но примерно полгода у них уйдет на экспертизу. Начнут ли строительство в этом году – не уверены, но площадку точно подготовят, со своей газовой котельной. «Это будет не магазин, это логистический терминал, но на территории планируется магазин для мелкооптовых покупателей, которые, проезжая мимо, могут купить упаковку воды, сигарет, соков, какие-то такие вещи. Плюсы только в «инженерке». То, что это туристический кластер, для нас особых плюсов в этом нет», - объяснился директор предприятия «Созидатель плюс» Евгений Полетаев.
Кроме того, известно, что на другой стороне «Чуйского тракта» межеванием земельного участка занимается местный предприниматель по фамилии Васнев. Рядом со своей АЗС он собирается построить придорожный автосервис. Есть и фирма «Гарант», которая в 2016 году в границах туркластера взяла участок под строительство торгово-развлекательного центра. Однако ситуация в экономике пока такова, что им трудно изыскивать деньги на строительство.
Тем не менее власти Бийска не теряют оптимизма и уверены, что кластер ждет большое будущее. «Если все получится, то у нас будет музей пельменей России, даже всего мира. Притом с производством, техническим показом и т. д. Сейчас все эти вещи делаем, но есть определенные сложности в определении статуса площадки: мы планировали, что это только общественно-деловая зона, а у нас сегодня туда люди хотят выйти с производством», - пояснил заместитель председателя Думы Бийска Игорь Степанов.
Таким образом, гостиница, комфортабельный отель, торгово-развлекательный центр и даже ресторан «Бийская крепость», о которых говорили ранее, уже растворились в воздухе. По факту здесь появятся совсем другие объекты. Кстати, в перспективе здесь же, на «Чуйском тракте», мечтают поставить и сами «золотые ворота» – эскиз уже есть. Правда, пока не мешало бы поставить хотя бы урну или биотуалет, поскольку место притяжения туристов по-прежнему выглядит очень непрезентабельно.
Напомним, что создание автотуристического кластера «Золотые ворота» входит в программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Изначально проект должен был включить в себя четыре объекта инженерной инфраструктуры и 16 объектов туристской (придорожная гостиница, мотель, мини-отели повышенной комфортности, кемпинг с инфраструктурой, комплекс с торгово-бытовым объектом, автомойка, кафе, спортивно-оздоровительный центр). Общая проектная стоимость трукластера, согласно Сводному плану 2011 года, составляла 1,4 млрд рублей, из них 404 млн рублей - средства федерального бюджета и субъекта, а 848 млн рублей – внебюджетных источников. Однако на данный момент в туркластер введено только два объекта, общее же количество успели сократить до девяти.
Добавим, что за семь прошедших лет с начала строительства в площадку вложили более 300 млн рублей — 261 млн рублей из федерального бюджета и почти 45 млн рублей — из краевого и местного. Новости по «Золотым воротам» шли одна за одной, правда, преимущественно начинались с фразы «Еще один инвестор покинул проект…». Если раньше застой на участке можно было списать на отсутствие инфраструктуры, то сейчас, когда площадка сдана, это объяснение не выглядит логичным. Частные инвестиции в кластер так и не пришли, хотя попытки были. Глядя на неудавшиеся примеры, другие инвесторы тоже «тормозят». Более того, в «Золотые ворота» не верят даже обыватели, не обремененные знаниями экономики турбизнеса — за 100 км до конечной цели — Горного Алтая — транзитники вряд ли будут останавливаться на въезде в Бийск.