В Алтайском крае может разгореться новый скандал в сфере закупок медицинского оборудования, сравнимый по масштабу со знаменитым «делом томографов». Региональный Минздрав за счет средств федерального бюджета намерен купить два линейных ускорителя для лучевой терапии и другое оборудование за 597 млн рублей, следует из информации на сайте Госзакупок. При этом спецификации аппаратов вызывают вопросы: в карточке аукциона уже содержатся жалобы, которые дают основания предполагать организацию конкурса под конкретного поставщика, а эксперты медицинской отрасли рассказали ИА «Банкфакс», что прописанные в техзадании требования выглядят устаревшими.
Информация о закупке была размещена 12 июля, хотя согласно карточке, подача заявок началась еще 8 июля. Согласно техзаданию, Минздрав Алтайского края через региональный Центр государственных закупок заказал два линейных ускорителя для лучевой терапии, а также по два компьютера для планирования облучения, дозиметрическую аппаратуру и наборы фиксирующих приспособлений к каждому. Кроме того, в состав закупки включено другое электронное и радиологическое оборудование, которое, судя по описанию, в том числе предназначено для модернизации имеющихся в крае систем. Всего в списке 20 позиций, начальная максимальная цена контракта — 597,05 млн рублей. Товары должны быть поставлены в Алтайский краевой онкологический диспансер, а также в диспансеры Бийска и Рубцовска в течение 120 дней с момента заключения контракта.
Обращает на себя внимание, что лот очень крупный, а техническое задание содержит много сотен пунктов, которым должны соответствовать объекты закупки. Спецификации оборудования прописаны очень подробно и не предполагают больших отклонений от заданных параметров. Согласно документам на портале Госзакупок, некоторые потенциальные участники оценили такой подход заказчика как попытку организовать аукцион под конкретного поставщика.
В одной из жалоб прямо звучит эта мысль. «Из совокупности требований аукционной документации мы видим, что закупка делается под конкретного производителя: рентгенографическая система позиционирования ExacTrac с принадлежностями производства «БрейнЛАБ АГ», Германия (далее — система ExacTrac), которая к тому же является дополнительным оборудованием по отношению к закупаемому ускорителю. Изучив утвержденный приказом Минздрава России от 12.02.2019 № 56н список оборудования («Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями», - прим. ред. ИА «Банкфакс»), мы не нашли в нем систему ExacTrac», - написал один из потенциальных участников.
В связи с этим автор жалобы хотел выяснить, действительно ли закупка проводится под конкретного производителя - систему ExacTrac, а если это так, то почему в нарушение закона товарный знак прямо не указан в документации, что вводит в заблуждение потенциальных участников. Также в документе указано, что система ExacTrac является самостоятельным оборудованием и могла бы быть закуплена отдельно. Это существенно расширило бы круг потенциальных участников аукциона на поставку ускорителей и позволило бы краевому Минздраву сэкономить на этой закупке. Так, автор привел примеры, когда при разделении лотов удавалось снизить цену до 40 % от начальной, тогда как при поставке совместно с системой ExacTrac такого не происходило, а число участников равнялось единице. Более того, система, по его данным, дублирует функции самих ускорителей, указанных в том же лоте закупки Минздрава.
Ответ ведомства за подписью замминистра здравоохранения Алтайского края Сергея Насонова представляет особый интерес. Так, чиновник указал, что характеристикам товаров якобы соответствует предложение нескольких производителей. При этом законодательством «не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников» закупки, если следствием станет вероятность получения товаров, не отвечающих потребностям. Все требования закона соблюдены, уверен замминистра.
ИА «Банкфакс» выяснило мнение экспертов в области медицинской техники о закупке Минздрава, и они в целом оказались согласны с автором жалобы. Так, по оценке специалистов, такой крупный заказ с детально описанными аппаратами разного назначения в России способны исполнить считанные единицы компаний. Они добавили, что подробному техзаданию соответствует старая модель линейного ускорителя Unique производства Varian Medical Systems, который уже снят с производства в США. При этом в документах сказано, что товар должен быть 2020 года производства.
Объяснение оказалось банальным: с 2019 года такой же ускоритель с таким же названием методом «отверточной сборки» производят в России на ООО «Фабрика радиотерапевтической техники» (Фабрика РТТ). Сообщения о том, что эта продукция позиционируется как инновационная, содержатся в публикациях множества региональных СМИ, которые уже проводили подобные закупки. «Весной 2019 года Фабрика РТТ верифицировала удостоверения на Clinac и Unique в Росздравнадзоре и начала сборку линейных ускорителей. Производственная мощность предприятия составляет до 75 линейных ускорителей в год», - сообщал профильный журнал об индустрии здравоохранения Vademecum в начале 2020 года. Издание уточняет, что предприятие базируется в ОЭЗ «Дубна» и принадлежит совладельцу крупного холдинга «Р-Фарм» Алексею Репику.
То, что Unique устарел, объяснили опрошенные ИА «Банкфакс» эксперты. Так, они уточнили, что после Unique уже были выпущены цифровые ускорители Truebeam (2010 год), Halcyon (2017), Vitalbeam (2019). Вдобавок эти аппараты якобы уже оснащены системой позиционирования и верификации положения пациента, поэтому заказывать к ним систему ExacTrac нет необходимости. Та же информация содержится на сайте самой компании «БрейнЛАБ» - ExacTrac интегрируется в модели ускорителей начиная с Unique, Clinac и до Truebeam. Возможно, немецкая фирма и российский холдинг могут быть заинтересованы в максимальных объемах реализации своего оборудования в регионах, чему способствуют местные чиновники от медицины.
Мысль о том, что ускорители, которые описаны в закупке алтайского Минздрава, можно назвать устаревшими, подтверждает и информация медицинских справочников. Так, одним из важнейших параметров такого оборудования является размер фокального пятна. Чем оно меньше, тем точнее работает пучок заряженных частиц. Для современных ускорителей размер фокального пятна обычно меньше, чем 5 мм, следует из информации справочника по дозиметрии малых полей за 2019 год. В техзадании же указан размер «не более 0,15» см (15 мм).
Эксперты подтвердили ИА «Банкфакс», что описанный в техзадании аппарат имеет относительно большую неточность. Погрешность лечения на старых аппаратах составляет около 15 %, в то время как погрешность лечения на современных - не более 2 %, уточнили специалисты. «За сухой фразой «погрешность в лечении» стоят жизни и здоровье реальных людей, так как их здоровые ткани страдают от неточного воздействия устаревшего оборудования», - оценил один из экспертов. Кроме того, число пациентов, которые могут получить лечение на новых аппаратах, может быть выше до полутора раз в сравнении со старыми аналогами.
Добавим, в документации аукциона указано, что закупка проводится за счет средств краевого бюджета в рамках регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», но деньги на дорогостоящее оборудование пришли в край из федерального бюджета по одноименному подпункту госпрограммы «Развитие здравоохранения». Как указано в паспорте федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» на сайте федерального Минздрава, всего в 2020 году Алтайский край должен был получить из Москвы на его реализацию почти 1,14 млрд рублей — это самый крупный трансферт за все годы. За весь период с 2018 по 2024 год из федерального бюджета планируется предоставить региону более 3 млрд рублей.
В связи с объявлением спорной закупки ускорителей возникают вопросы об эффективности расходования федеральных средств алтайским Минздравом. Вероятно, жалобы потенциальных поставщиков на условия аукциона должны быть дополнительно проверены контролирующими органами, чтобы исключить коррупционную составляющую и «подгонку» под конкретного поставщика.
Отметим, что в регионе уже происходили скандалы, связанные с вероятной протекцией чиновников от медицины конкретным юрлицам. Так, в начале июля 2020 года в суд было направлено уголовное дело в отношении бывшего замминистра здравоохранения Алтайского края Елены Кравец, которую обвиняют в получении взятки в обмен на протекцию при закупках. По версии следствия, бывшая чиновница, обладая полномочиями в сфере госзакупок, определяла одну компанию в качестве единственного поставщика без проведения необходимых законных процедур. Также Кравец информировала предпринимателя о предстоящих аукционах и лично подписывала юридически значимые документы. В результате она обеспечивала внесение в аукционную документацию тех самых характеристик, по которым препараты планировало поставить ООО, и обеспечивало ему победу. За эти услуги обвиняемая в период с 2018 по 2019 годы получила взятку в виде дорогостоящих кухни, техники, плитки, сантехники и стройматериалов для ремонта своей квартиры на общую сумму более 2,268 млн рублей, сообщало СУ СКР по Алтайскому краю. Экс-чиновнице грозит до 15 лет лишения свободы и многомиллионный штраф.
Кроме того, еще на слуху знаменитое «дело томографов», которое завершилось в 2015 году обвинительными приговорами. Тогда было вскрыто мошенничество при закупке дорогостоящего компьютерного томографа для краевой клинической больницы. Виновные получили условные сроки и обязательство возместить ущерб в 72 млн рублей. Суд установил, что в 2009 году учредитель и генеральный директор ЗАО «Стомакс» Вадим Некрасов, замглавврача Краевой клинической больницы Виктор Капустин и бывший сотрудник ООО «Сименс» Иван Поливанов похитили средства, выделенные краевой больнице на поставку компьютерного томографа, умышленно введя в заблуждение должностных лиц администрации Алтайского края о цене оборудования.