Теперь Земфира мне должна! Я стойко держался все последние недели и месяцы, когда меня бомбардировали из каждого информационного «утюга» новостями про двух восходящих звёзд, про два новых «голоса поколения» — Монеточку и Гречку. Я с привычной настороженностью небезосновательно предполагал: если мне (и всем) так настойчиво что-либо втюхивают – стало быть, это слушать не стоит, по крайней мере – пока, в общей околохайповой толпе. Но уважаемая певица выбила из-под моих ног моральную устойчивость своим заявлением «Гречка — очень плохо, ужасные голос и внешность. Воспринимать сложно — петь не умеет, тексты не убеждают, ну и очень некрасивая. Монеточка — отличные тексты! Нормально выглядит в отличие от Гречки, но голос — омерзительный» — и я сломался, повелся на желание самостоятельно оценить справедливость этих слов. И потратил полчаса жизни на… Вот, собственно, сейчас мы это и выясним, на что.
Короче, начну с того, что я, как Полиграф Полиграфыч Шариков, не согласен ни с Энгельсом, ни с Каутским – ни с тем, что Гречка это очень плохо, ни с тем, что у Монеточки отличные тексты.
Дело в том, что и Гречка, и Монеточка – ЭТО ОДИН ЧЕЛОВЕК. Точнее, один образ, один сценический имидж, это сиамские близнецы с двумя головами, но единой нервной системой. Между ними нет никакой разницы. И чтобы понять, насколько это верно, требуется всего ОДНО сравнение, всего ОДНО имя. Но прежде, чем его произнести, небольшое предисловие.
Как, уверен, многие знают, последние 30 лет подарили русской музыке и словесности ряд замечательных имён – чрезвычайно сильных авторов и исполнителей, причём в очень широком стилистическом и тематическом диапазоне. Так как у нас заданы правила игры – «девушка с гитарой», то в этой номинации Монеточке и Гречке, хочешь не хочешь, придётся стать в конец очереди за Янкой Дягилевой, Настей Полевой, Ольгой Арефьевой, Жанной Агузаровой и той же Земфирой, а так же массой менее известных, но не менее оригинальных исполнительниц вроде Тикки Шельен, Сургановой или Арбениной. И в этом ряду они смотрятся, очень-очень мягко говоря, ЖАЛКО. По одной-единственной причине: личность не просматривается. Индивидуальность. Неповторимость. Уникальность. Это даже не любительский уровень – это «подождите пока что за дверью».
Но факт есть факт: популярность-то, несмотря на это – налицо. На чём же удачно построен имидж нашей Монегречки? Чей образ пытаются успешно клонировать?
И вот – то самое имя: Эми Вайнхаус. Как бы рок, но всё-таки поп. Как бы андеграунд, но для широких масс. Как бы бунтарство, но очень в рамках. Как бы тоска, но меленько. Как бы трагедия, но в стакане воды.
Аналогия Гречки с ейными «Подружки-наркоманки» и прочими «Мама прости» с посылами Вайнхаус про Rehab (курс реабилитации от зависимостей), Addicted и остальные You know I’m no good – просто бьёт в глаза. Правда, у Эмми были голос и харизма, а у Гречконеточки – ни того, ни другого. А уж как Лиза Гырдымова попыталась потрясти мироздание битьём бутылок в клипе «Каждый раз» — я так и обмер! Какая дерзость! Что дальше?! Она так гвоздём неприличное слово в лифте когда-нибудь нацарапает! Бунт! Отчаянье! Боль! (Какие тут ещё хэштеги добавить?)
И вот у нас, на русском языке, пытаются сделать двухголовую Эми Вайнхаус «из шишек и желудей», на местном материале. Имидж юной оторвы, которая «хочет бухать», не то, чтобы очень уж нов, но для каждого поколения нужна своя такая героиня. И тут на помощь приходит вот эта вот шняга про «голос поколения».
Ещё великий комбинатор Остап Бендер когда-то уловил простой и эффективный рецепт быстрого, пусть и недолгого успеха: составить комплект самой употребительной, «горячей», лексики, расставив которую в нужном порядке, получаешь на выходе кипящий текст на злобу дня вроде «Восточная Магистраль — это железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается девятый вал». Гречка и Монеточка (в особенности вторая голова наших сиамских близнецов) пошли именно этим путём: надо напихать в тексты побольше слов из интернет-жаргона и визжащие от радости узнавания родимых пабликов школотроны дадут тебе миллион просмотров.
Деликатно и округло выражаясь, это звучит так: «Под аккомпанемент фортепиано девушка трогательно рассказывала о подростковых буднях, шутила на темы политики и современной культуры. Слушатели оценили ее талант, и через несколько месяцев Монеточка превратилась в интернет-мем: ее песни как нельзя лучше отражали уже сложившуюся культуру пабликов». При этом, разумеется, никакого особенного смысла, поэзии и оригинальности не требовалось – точно так же можно на коленке создать песню-хит про Афганскую войну из набора «шурави», «духи», «чёрный тюльпан» и «Кандагар», а равно и про долю воровскую из соответствующего теме десятка слов (ну, тут вам «Радио Шансон» в помощь с неотличимыми друг от друга телегами). Кому надо – будут слушать и слёзы вытирать. Целевая аудитория, своя ниша и всё такое. Что, в общем, Гырдымова (замечательная фамилия, знал бы её Толкин – так бы главаря орков назвал) и продемонстрировала в песне «Козырный туз»:
Отдельно нужно сказать о чудовищной, безнадёжной пошлости обоих сценических псевдонимов. «Монеточка» сразу же активирует в памяти фразу из былого шлягера про «За монетку, за таблеточку сняли нашу малолеточку», а Гречка – это, блин, героин на питерском сленге, что ли? Впрочем, парадоксальным образом всё-таки попадание в образ получается: профуристо-блудливый окрас Гырдымовой как-то и впрямь намекает на недорогих проституток, а голос Гречки напоминает невкусную коричневую размазню из общепита. Как вы яхту назовёте… так тебе и надо!
Плюшевый недобунт (или, учитывая их возраст — педобунт?) с «Ягой» на «последней дискотеке» и перечисление жаргонизмов интернет-эпохи – конечно, дадут эффект. Быстрый. Но недолгий. Аудитория-то стремительно вырастает, а через пять лет будут уже другие интернет-реалии.
На самом деле, мне очень жаль всех нас в сложившейся ситуации. Гречка-Монеточка – это нечто такое третьесортное, что только полное уныние и многолетняя тишина в нашей «умной музыке» дали им хоть какие-то шансы. Что ж, свежачок быстро протухнет, а других, более достойных имён, пока что всё равно нету. В кромешной темноте и огонёк сигареты кажется звездой.
Увы, лучшая рецензия на творчество этих двух девочек может уместиться в трёх коротеньких словах: ни о чём. И это вердикт и о песнях, и о самих певицах. Жалко полчаса жизни.
Григорий Игнатов
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).