Из уголовного дела о преднамеренном банкротстве «Саратовского авиационного завода» выделено расследование о злоупотреблении полномочиями. Удастся ли привлечь к ответственности виновных в крахе флагмана саратовской промышленности?
Следственный комитет выделил в отдельное производство из уголовного дела о преднамеренном банкротстве «Саратовского авиационного завода» (САЗ) расследование злоупотребления полномочиями со стороны бывшего конкурсного управляющего Игоря Скляра и бывшего директора Олега Фомина. Где находятся оба фигуранта, неизвестно. Тем временем в регионе действует рабочая группа по возвращению имущества САЗа в государственную собственность. Члены группы рассчитывают, что виновные понесут заслуженное наказание. Возможно ли это, когда у власти находится губернатор Валерий Радаев? О том, как угробили некогда ведущее промышленное предприятие Саратовской области — в материале «Документов и Фактов».
Где найти подозреваемых?
Бывший конкурсный управляющий «Саратовского авиационного завода» Игорь Скляр и бывший директор предприятия Олег Фомин попали под следствие. Третье следственное управление СКР выделило в отдельное производство из уголовного дела о преднамеренном банкротстве САЗа и мошенничестве в особо крупном размере расследование злоупотребления полномочиями, повлекшего тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 Уголовного кодекса РФ). Максимальный срок по этой статье — 10 лет лишения свободы.
Вот только, к сожалению, не факт, что виновные понесут наказание. Где находятся подозреваемые, неизвестно. Олег Фомин, согласно информации с портала Rusprofile, является совладельцем двух компанией вместе с бывшим депутатом Пензенской городской думы Олегом Тюгаевым, которого называют лидером ОПГ. Последний, по версии следствия, является основным обвиняемым в преднамеренном банкротстве САЗа. Подробнее о его роли в этом деле чуть позднее.
САЗ когда-то производил Як-40
Так вот, Тюгаев в свое время от правосудия благополучно «улизнул». Сейчас он находится в международном розыске. При этом в соцсетях Тюгаев пишет, что проживает во Флоренции. Видимо, экс-депутат пытается убедить власти Италии в том, что на родине его преследуют по политическим мотивам, чтобы получить политическое убежище. А что? Вполне себе вариант! Прикинулся оппозиционером и получай вид на жительство! Вот только дело в отношении Тюгаева — чистой воды экономическое. Политики в нем нет от слова совсем.
Жизнь — в Италии, бизнес — в России
Так вот, Олег Фомин и Олег Тюгаев числятся учредителями ООО «Компания Дилижанс» и ООО «Корпорация Дилижанс». Основным видом деятельности обеих компаний заявлены регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении. Гендиректором двух ООО является нынешний депутат Пензенской гордумы Андрей Фомин. Просто какая-то «пензенская мафия», не иначе. Связаться ни с кем из вышеперечисленных фигурантов невозможно.
«Дилижансы» Фомина — Тюгаева являются прибыльными компаниями. В 2017 году «Корпорация Дилижанс» заработала 4,2 млн руб. чистой прибыли при выручке в 8,6 млн руб. У «Компании Дилижанс» показатели поскромнее — 2017 год она закрыла с выручкой 3,7 млн руб. и прибылью 1,8 млн руб. Скромновато для бизнеса в сфере пассажирских перевозок. Быть может, «дельцы» с САЗа еще и схемы по уходу от налогов используют? Это, конечно, «высший пилотаж»: скрываешься от международного розыска в Италии, при этом ведешь бизнес в России, да такой, что еще и от налогов можешь уклоняться! Это какую наглость нужно иметь! Небось еще и бизнес был открыт благодаря деньгам, выведенным из САЗа.
Финансовая отчетность «Корпорации Дилижанс»
Кстати, как писало The Moscow Post, в конце 2016 года Олег Тюгаев объявлялся в Пензе «для проведения важных дел». Бизнесмен якобы планировал избавиться от всех активов. Узнавали Тюгаева с трудом — вероятно, это следствие перенесенных пластических операций по изменению внешности. По слухам, предприниматель приехал в родной город «порешать» транспортные вопросы. В свое время предположительно из-за него Пенза осталась без общественного транспорта: маршрутки «Дилижанса» в течение долгого времени обслуживали линии. Удалось ли Тюгаеву порешать вопросы, неизвестно. Ясно лишь одно, что его почему-то никто не задержал, и он благополучно вернулся во Флоренцию.
История одного банкротства
Банкротство САЗа, как ранее писало издание The Moscow Post, началось в 2007 году по заявлению некоего ООО «Газкомплектимпэкс» (поговаривают, что компания аффилирована с «Газпромом») на 335,9 млн руб. Завод вполне мог рассчитаться с кредитором, поскольку, согласно отчету к собранию акционеров, выручка САЗа в 2007 году составляла 990 млн руб., в 2008 году — 550 млн руб. Так же считает и следствие. При этом из завода потихоньку выводили активы, а руководство отказывалось от крупных заказов.
Банкротство САЗа завершилось ликвидацией предприятия в 2012 году. При этом непонятно кому достались 342 га земли, на которых располагился завод, аэродром «Южный», 10 бомбоубежищ и некоторые другие строения. К настоящему времени на территории, когда-то принадлежащей авиазаводу, выстроен новый жилой микрорайон САЗ. Огромная площадь отведена торговому центру «Оранжевый». И при этом строительство продолжается!
Как вернуть активы в госсобственность?
В настоящее время в Саратове действует рабочая группа по возвращению активов САЗа в государственную собственность. В декабре прошлого года депутат Госдумы от Саратовской области Евгений Примаков обращался к руководителю территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в регионе (Росимущество) Екатерине Мережниковой по поводу истребования объектов САЗа. Об этом тогда писало местное издание «Взгляд-Инфо».
Ранее Примаков просил председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина взять на контроль расследование преднамеренного банкротства авиазавода. В 2018 году саратовкое управление Росреестра потребовало через суд от ООО «Перспектива — 2011» вернуть в федеральную собственность убежище №5 площадью 648 квадратных метров и объект недвижимости площадью более 12 тыс. квадратных метров. В настоящее время эти объекты находятся под арестом.
Пока через суд удалось вернуть в госсобственность два бомбоубежища САЗа, еще по одному продолжается процесс. Кроме того, суд рассматривает вопрос об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка. Все незастроенные земли авиазавода (порядка 250 га) рабочая группа хочет вернуть в федеральную собственность.
Удастся ли привлечь виновных к ответственности? Сказать сложно. До сих пор не задержаны ни Скляр, ни Фомин. Тюгаев, будучи в международном розыске, преспокойно пересек границу в обоих направлениях, лишь только ему потребовалось порешать дела по бизнесу. Велика вероятность, что дело благополучно «замнут». На объективное расследование требуется политическая воля, а губернатор Валерий Радаев вряд ли станет «сдавать» этих, с позволения сказать, бизнесменов. Потому что иначе они могут «сдать» его.
Претензий к Валерию Радаеву множество. Как ранее сообщало The Moscow Post, губернатор мог лишиться покровительства после задержания начальника ГУ МЧС по региону Игоря Качева. По слухам, Качев приходится Радаеву двоюродным братом. При этом Саратовскую область сотрясают «строительные» судебные процессы. Экс-глава комитета капитального строительства Саратовской области Александр Сурков, осужденный на 10 лет за взяточничество не торопится давать показания на своих сообщников. Дело в том, что вымогать взятку в 10 млн. рублей у ЗАО «Саратовгесстрой» Сурков мог и для Радаева.
Вот и получается замкнутый круг. Выйти из него можно, отправив Радаева в отставку.