Пассажироперевозчики Барнаула, обслуживающие маршруты с нерегулируемыми тарифами, противятся внедрению безналичной оплаты. Они рассказали «Толку», что для них это якобы невыгодно из-за комиссий, которые списываются при проведении операций через терминал. Более того, по заявлениям одного из предпринимателей, водители впадают в «психологический ступор», если протянуть им банковскую карту или телефон, так как привыкли работать с наличкой. Вопрос удобства для пассажиров, а также возможности строгого учета пассажиропотока в данной ситуации они не оценивают.
Барнаульский перевозчик Олег Бесчастный, чьи маршрутки работают на направлениях № 8, 27, 40, 58, 73 и 75, рассказал, что большинство водителей работают без терминалов. Дело в том, что при проведении конкурсов на обслуживание маршрутов, по его заверению, не было предусмотрено их наличие. «Представьте, вы всю жизнь ели сладкое и никогда не пробовали горькое, а тут пришлось. Вам же вряд ли это горькое понравится. Так же и здесь. Водители привыкли иметь дело с наличкой, когда им говорят работать с картами, у них возникает психологический ступор», - пояснил предприниматель.
Он добавил, что в тех автобусах, где валидаторы должны быть установлены, они имеются, и водитель обязаны предоставлять пассажирам возможность безналичной оплаты. Однако, с его слов, перевозчикам это невыгодно из-за комиссий. «Если речь идет о банковской карте – бешеная комиссия. По транспортной карте проезд заведомо стоит 24 рубля. Вот так повышение тарифа, раньше-то проезд стоил 25 рублей», - сказал Бесчастный. По его словам, при оплате по терминалу максимальная комиссия банка за эквайринг составляет 2 %. Однако МУП «Центртранс» Барнаула берет уже 8 %.
Перевозчик Антон Еньшин (маршруты № 6, 41 и 78) также согласен с тем, что безналичный расчет экономически невыгоден для транспортных компаний. «Мы за каждый рубль бьемся. Тариф подняли до 28 рублей, но при безналичном расчете мы платим 4-6 % комиссии банку. В денежном выражении это больше рубля», - посетовал он. Из его маршрутов валидаторами оборудованы № 41 и 78.
Более того, такие новации вносят коррективы в довольно странные трудовые отношения с водителями. По словам предпринимателя, они с неохотой принимают новшества, поскольку привыкли к ежедневной зарплате. Прием безналичных расчетов и транспортных карт якобы исключает эту возможность. Как отметил Еньшин, сегодня в сфере общественного транспорта не хватает сотрудников, и ввод терминалов только ухудшает эту ситуацию.
Стоит отметить, что сегодня все больше граждан предпочитают платить за проезд с помощью электронных средств, поскольку это избавляет от необходимости хранения мелочи. При этом некоторые при наличии альтернатив целенаправленно пользуются автобусами, где такая возможность предусмотрена, и избегают маршрутов с консервативным методом оплаты. Также добавим, что терминалы на направлениях с нерегулируемыми тарифами позволят вывести некоторых перевозчиков из «серой» зоны операций с наличными, а также упростить мониторинг потока пассажиров. Барнаульские предприниматели неоднократно заявляли, что он существенно упал, тем самым объясняя сокращение подвижного состава на линиях. В то же время негативные отзывы горожан в соцсетях, вынужденных ютиться в переполненных маршрутках, свидетельствовали об обратном.
О том, что барнаульские перевозчики во главе угла ставят свои привычные финансовые схемы, а не качество и удобство оказываемых услуг, говорят и горожане. «Водитель должен водить, а не кассой рулить. Это сказывается на времени поездки и качестве вождения в худшую сторону, когда водитель еще и билетер. Безналом нельзя больше неучтенных пассажиров провезти», - пишут жители города в обсуждении темы в сообществе Barnaul 22 «ВКонтакте».
В то же время другие комментаторы, по всей видимости, знакомые с работой водителей общественного транспорта Барнаула, рассказали о том, как организованы трудовые отношения в некоторых организациях. По их словам, предприятия устанавливают дневной план по сборам с пассажиров. Якобы все, что идет свыше определенной суммы водитель может потратить на заправку, а остальное забрать себе в качестве зарплаты. «С терминалом водитель денег не видит, заправить транспорт не может, план собрать не может. Организации приходится устраивать водителя официально, что дает дополнительные расходы: в ПФР, соцстрах, налоговую», - пояснил один из пользователей. Его слова косвенно подтверждают, что часть барнаульских перевозчиков работает по «серым» схемам, в том числе в плане оплаты труда. При этом многие из них жалуются на нехватку кадров.
Напомним, что в настоящее время валидаторами оборудованы все автобусы, работающие по регулируемым тарифам: № 1, 2, 9, 10, 17, 19, 20, 24, 25, 35, 37, 38, 39, 40, 53, 55, 57, 60, 75, 80, 104, 104ю, 108, 109, 109оп, 110, 113, 137, 138, 149, 3, 26, 2к, 150, 33р, 119ш, а также все троллейбусы и трамваи. Таким образом, у Бесчастного терминалы должны быть на маршрутах № 40 и 75. Кроме того, городское сообщество «Втранспорте» уточнило, что предприниматель в рамках конкурса на обслуживание маршрута № 27 заявлял, что там есть возможность безналичного расчета.
Отметим, что после поднятия цен на проезд, с 28 декабря стоимость проезда во всех видах транспорта Барнаула сравнялась и достигла 28 рублей.