Тема многострадального туристического кластера в Барнауле провоцирует дискуссии с первого дня существования. Некоторые городские активисты считают этот проект «мертворожденным», как и многие другие чиновничьи инициативы, однако есть и те, кто видит в туркластере перспективную рекреационную площадку. Архитектор Владимир Антоненко относится к числу последних, однако, по его мнению, власти Барнаула подходят к развитию туризма довольно формально. Член Союза архитекторов России рассказал с ИА «Банкфакс», что нужно сделать, чтобы увеличить турпоток и превратить Барнаул в зону круглогодичного активного отдыха.
В конце 2018 года региональные туроператоры пожаловались на то, что новогодний Алтай не пользуется большим спросом. Причем, по словам руководителей турбюро, спрос падает не только в Новый год. Последние несколько лет зимние туры на Алтай продаются плохо. Большинство туристов предпочитает горно-лыжные курорты в соседних регионах, делая выбор в пользу комфортабельных и популярных турбаз.
Причину падения интереса к новогодним праздникам на Алтае многие видят в ценовой политике туроператоров – цены завышаются и это объяснимо, такая практика существует во всем мире. Еще одна причина – приевшиеся традиционные программы с банкетами и наскучившее однообразие досуга. Однако все условия и предпосылки для организации качественного и разнообразного зимнего отдыха у нас есть, причем в самом центре Барнаула!
Что могут предложить потенциальным туристам и гостям Алтай и его столица? Что видит турист, приезжая в Барнаул и выходя из дверей вокзала на привокзальную площадь? В первую очередь, в глаза бросается многоэтажное безликое «общежитие» под названием жилой дом «Локомотив», построенный, кстати, с нарушением санитарных норм, почти вплотную к автовокзалу. Привокзальная площадь – это лицо нашего города и чтобы не падать в грязь лицом перед гостями, недопустимо строить в таком людном месте такие неэстетичные объекты!
Невдалеке маячит гостиница «Барнаул». Это хорошо, что рядом с вокзалами расположена большая гостиница, но очень уж серо смотрится этот «жилой дом для приезжих». Настало время превратить его в более привлекательный объект для туристов и гостей города. Комфорт должен быть как внутри, так и снаружи.
Для привлечения туристических потоков в наш регион инфраструктура должна отвечать всем требованиям приезжающих. В Барнауле довольно хорошо поставлены маршруты общественного транспорта по доставке туристов от вокзалов до исторического ядра города, куда обычно стремятся попасть все туристы. Остается насытить это историческое ядро всем, чем только можно, так как современного туриста, кроме комфортного размещения, нужно удивлять неординарными решениями.
Чем может удивить туристов Барнаул? В историческом ядре города (откуда возник сам Барнаул) расположен единственный в своем роде комплекс первых в городе промышленных зданий бывшего сереброплавильного завода. Его территория включает 7,5 га, где, кроме реставрационных работ всех сооружений, можно провести необычное благоустройство, что несомненно заинтересует и привлечет сюда большие потоки туристов и гостей нашего города.
Барнаулу через каких-то десять лет исполнится 300 лет! К этому юбилею нужно основательно подготовиться. И начать реставрацию и реконструкцию неповторимого объекта культурного наследия федерального значения стоило бы уже сейчас, не откладывая на завтра, так как времени для этого осталось не так и много, а работы предстоит сделать немало. Если подойти к восстановлению бывшего сереброплавильного завода со всей серьезностью, то, по самым скромным подсчетам, ежегодная прибыль от этой территории будет составлять более 1 млрд рублей в год!
Было бы правильным сделать упор на деревянное зодчество Алтая. В крупных городах края - Барнауле и Бийске - сохранилось немало неповторимых домов с деревянной резьбой узорчатых карнизов и фризов, ажурных башенок и фронтонов, цельных по композиции наличников. К самым значительным деревянным постройкам Барнаула можно отнести два объекта культурного наследия федерального значения - жилой дом братьев Шадриных на проспекте Красноармейский, 8 и жилой дом Александра Лесневского на ул. Ползунова, 56. К интересным памятникам деревянного зодчества можно также отнести бывшую женскую гимназию Будкевич (пр. Красноармейский, 14 и ул. Короленко, 96), бывшую аптеку Крюгера (ул. Пушкина, 64), дом архитектора Носовича (ул. Анатолия, 106) и многие сохранившиеся интересные деревянные дома в этом районе.
Может быть, есть резон восстановить, пусть и на новом месте, бывшую гостиницу «Империал», что располагалась по ул. Мало-Олонской, 28 с размещением там современных гостиничных номеров. Ранее, этот дом имел статус объекта культурного наследия федерального значения. Городу также в обязательном порядке следует восстановить недавно сгоревший памятник деревянного зодчества регионального значения - контору купца первой гильдии Андрея Морозова (ул. Ползунова, 31). Не лишним было бы воссоздать (пусть также на новом месте) интересный деревянный дом, стоявший ранее на углу улицы Гоголя и проспекта Социалистический. Памятники деревянного зодчества – это не только унаследованное мастерство, которое непременно нужно сохранить для потомков, это еще и национальная память с глубокими корнями и своеобразный памятник русскому созидательному духу.
В 1978-1979 годах институт «Алтайгражданпроект» под руководством талантливого сибирского архитектора Александра Долнакова разрабатывал проект охранных зон деревянного зодчества в центре Барнаула. Предлагалось восстановить «кусочек» городской среды начала ХХ века, с деревянными зданиями с кружевной резьбой, мостовой из булыжника, старинными светильниками. Проект предусматривал размещение здесь музеев народного творчества, прикладного искусства, мастерских народных умельцев, магазинов по продаже сувениров. Все это можно было бы возродить к 300-летию Барнаула, что в итоге создало бы колоритный и неповторимый уголок старого центра, где большие потоки туристов могли бы проводить свой досуг.
В 2018 году город Барнаул обзавелся своей набережной. Точнее, небольшим ее отрезком. Основным недостатком данной набережной можно считать тупиковость (ее следовало продлить до пересечения с переулком Пожарный, где и сделать вторую лестницу) и скудную «начинку» мероприятий (активного досуга здесь практически нет). При этом в ночное время набережная освещается большим количеством фонарей, и эта трата влетает городу в копеечку. В зимнее время здесь требуется уборка снега в больших объемах. Одна только лестница требует очистки почти 300 ступеней! А для кого и зачем чистить набережную от снега, если здесь не планируются никакие мероприятия? При таком использовании набережной она не окупится никогда. А в наше рыночное время все должно окупаться и приносить прибыль. У подножия Нагорного парка со стороны реки Обь можно было бы создать мощный комплекс для развлечений и отдыха жителей города и края, в том числе для приезжающих на Алтай гостей из других регионов страны, тогда бы набережная работала и приносила ощутимую прибыль в казну края.
От существующих тупиковых террас склона Нагорного парка между акваторией Оби и улицей Тачалова стоило бы построить горнолыжный комплекс с мини-гостиницами, который бы работал в круглосуточном и круглогодичном режиме. Зимой - катание на горных лыжах, сноубордах, «ватрушках», на коньках по льду Оби, а летом - площадка для начинающих туристов-горников. В летний период можно также организовать трассы родельбана и летнего тюбинга, водные аттракционы, экстремальные горки и многое другое. Комплекс мог бы предлагать прокат различного спортивного инвентаря, камеры хранения, раздевалки, теплые туалеты. Ну и, конечно, же здесь должны быть многочисленные точки общепита. Речная акватория позволяет организовать катания на лодках и катамаранах, проводить круглогодичные соревнования по рыбной ловле с возможностью сварить из пойманной рыбы уху здесь же в ближайшем ресторанчике или в местном Доме рыбака. Летом здесь может работать пляж, а зимой - место для «моржей» и любителей закаливания.
Стоянки и парковки целесообразно было бы разместить на улицах Тачалова и Гвардейской, а на улице Мамонтова, на месте предполагаемого очередного торгового центра, предусмотреть основную стоянку-парковку в двух уровнях на 250-300 машиномест (в том числе для экскурсионных автобусов), которая могла бы обслуживать как посетителей отреставрированного бывшего сереброплавильного завода, так и развлекательный комплекс на набережной Оби.
Найдутся ли бизнесмены, готовые воплотить в жизнь этот амбициозный и беспроигрышный проект по организации досуга жителей края и приезжих туристов, или мы способны строить только торговые центры?
Чтобы такой проект окупился в короткие сроки, нужен большой поток туристов. В Барнауле для увеличения турпотока еще многое предстоит сделать. Например, можно было бы возродить бывшую ВДНХ, которая в свое время функционировала в Нагорной части Барнаула. И место для этого есть подходящее – в том же историческом ядре города, на территории ограниченной улицами Ползунова, Социалистический, Мамонтова и Красноармейский. Таким образом, город сможет восстановить сразу две территории - ВДНХ (пусть и на новом месте) и то исторически значимое место, откуда возник и стал развиваться город Барнаул. Продлив красивую ограду парка «Центральный» вдоль проспекта Социалистический, улицы Мамонтова и проспекта Красноармейский, мы получим прекрасную территорию в 15 га с комплексом развлечений и археологическим парком. А на базе корпусов бывшего сереброплавильного завода можно было бы создать коммерческо-деловой центр с выставочными залами.
Любой барнаулец, уважающий старину, вправе задать вопрос: «Зачем в историческом ядре города нужны автомойки и магазины автозапчастей, которым место где-нибудь среди микрорайонной застройки, где проживает масса народа, а не там, где должны гулять и проводить свой досуг туристы и горожане.
До юбилея города необходимо в обязательном порядке произвести полную реконструкцию квартала, ограниченного улицами Мало-Тобольская, Социалистический, Льва Толстого, Ленина. Пешеходную часть Мало-Тобольской нужно по максимуму насыщать объектами общепита посредством их размещения на вторых этажах существующих зданий. В историческом ядре много диссонирующих зданий, которые «портят» историческое лицо городских улиц. Требуются работы по приведению в соответствие следующих объектов: Мало-Олонская, 17, Мало-Тобольская, 28, Ползунова, 36, 38, 44, 50, Пушкина, 55, 66а, 70, 72, 74, Гоголя, 87.
Как видно из всего вышеперечисленного, работы предостаточно, а времени очень мало! В туристической отрасли будет «затишье» до тех пор, пока чиновники и коммерсанты не осознают, что финансы нужно вкладывать не только в торговые центры. Посмотреть, как на одном гектаре в Барнауле размещаются три торговых центра, никто не поедет!