АО «Аэропорт Горно-Алтайск» объявило тендер на разработку проекта строительства нового аэровокзального комплекса. Соответствующая информация была опубликована на сайте Госзакупок. Документация должна быть готова уже через год, а обновленный аэропорт с международным терминалом – к 2025 году. В последние годы главная воздушная гавань республики получила мощный импульс развития, тогда как обновление аэровокзала Барнаула серьезно буксует.
Извещение о проведении закупки в форме запроса предложений в электронной форме было опубликовано 16 ноября. На подачу заявок потенциальным претендентам отвели всего 10 дней – соответствующий этап должен завершиться 26 ноября. 3 декабря комиссия планирует подвести итоги. Согласно документации, будущий подрядчик к декабрю 2022 года должен будет разработать архитектурно-планировочную концепцию терминала внутренних воздушных линий (А), который будет соединяться с международным терминалом (В) и VIP-терминалом (С). Вход в них будет общим. Существующий комплекс собираются либо реконструировать и пристраивать к нему новые элементы, либо снести. Терминал «А» будет рассчитан на объем перевозок до 700 тысяч пассажиров в год с показателем пиковой нагрузки в 508 пассажиров в час. Международный терминал должен быть скромнее: его показатели пиковой нагрузки приняли за 100 пассажиров в час. Для терминала «С» подобные параметры не описаны. По плану все это должно быть построено за 2022-2025 годы. При этом действующий комплекс не будет приостанавливать свою работу.
Стоимость проекта оценивается в 146 млн рублей – такова начальная (максимальная) цена контракта. Отметим, что это почти половина от той суммы, которую собственники - АФК «Система» и Сбербанк – планировали вложить в само строительство. В 2019 году они завялили об инвестициях в размере 500 млн рублей, но уже к 2020 году эта сумма снизилась до 300 млн рублей. Однако, если учитывать стоимость одного только проекта, конечный объем вложений, очевидно, будет гораздо больше озвученного. В этой связи не лишним будет отметить, что на сайте самого аэропорта было опубликовано сообщение, согласно которому, помимо новых терминалов, собственники собираются поставить на прилегающей территории еще и гостиницу, автовокзал, а также парковки и стоянки.
Напомним, в 2010 году аэропорт Горно-Алтайска, который в последние 20 лет не функционировал, приобрело АО «Сибмост» и приступило к его реконструкции. В объект было вложено 1 млрд рублей. В декабре 2011 года аэропорт возобновил деятельность, прямое сообщение с Москвой впервые в истории региона открыто в мае 2012 года. Позже аэровокзал перешел под контроль АФК «Система» и Сбербанка. Планы по приобретению воздушной гаванью международного статуса в республике вынашивают с 2019 года и теперь они наконец становятся осязаемыми.
О скором начале строительства международного терминала в аэропорту Барнаула официальные лица говорят еще с 1990-х годов, однако пока дело не идет. Эту историю некоторые уже начали относить к разряду городских легенд. Сейчас главной проблемой называют то, что контрольный пакет акций АО «Авиапредприятие «Алтай», управляющей аэровокзалом, принадлежит правительству края, тогда как коммерческий совладелец - холдинг «Новапорт» - не хочет вкладываться в стройку без полноценного контроля. Власти решили выйти из ситуации с помощью допэмиссии акций, которые, как предполагается, выкупит ГК. Однако у контролирующих органов возникли вопросы к предложенной чиновниками схеме, так как она может ограничить конкуренцию. В сентябре была определена организация, которая подсчитает рыночную стоимость акций АО «Авиапредприятие «Алтай» в рамках подготовки к допэмиссии в рамках инвестиционных планов. Тем временем в последние годы авиаперевозчики массово уходят из барнаульского аэровокзала и от превращается во все более провинциальный объект.
В ноябре также стало известно, что большинство сибирских аэропортов по итогам девяти месяцев 2021 года восстановили или даже превысили пассажиропоток допандемийного 2019 года. Лидером роста стал аэропорт Горно-Алтайска, который в январе-сентябре обслужил 266,7 тысячи пассажиров — в 3,4 раза больше, чем за тот же период 2019 года. При этом аэропорт Барнаула напротив снизил обороты на 5,4 %, и теперь его пассажиропоток превышает горно-алтайский всего в 1,5 раза, тогда как несколько лет назад разница была куда более существенной.