Закупки Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства, которые вызвали вопросы у участников рынка поставок медицинской техники, расходных материалов и сопутствующих услуг в части формирования начальной цены, как оказалось, не контролировались профильными ведомствами. «Банкфакс» направлял запросы в УФАС России по Алтайскому краю, Инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края, а также в краевой Минздрав, однако ни одно из этих ведомств не проверяло тендеры Центра за последние два года, следует из поступивших ответов. В то же время сам механизм определения начальной цены поставки, раскрытый министерством здравоохранения, может располагать к применению некорректных схем.
За последние два года УФАС России по Алтайскому краю и Инспекция финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края не проверяли закупки КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» на предмет соответствия начальной (максимальной) цены контрактов средним рыночным ценам. Минздрав Алтайского края, как следует из ответа, даже не включал Центр в план проверок финансово-хозяйственной деятельности своих подведомственных организаций на 2021 год. Чиновники также сослались в своем ответе на то, что контролем должны заниматься указанные выше профильные организации, однако они не получали жалоб от участников конкурсных процедур, поэтому пристального внимания к тендерам не было.
В то же время в министерстве частично раскрыли механизм, по которому в КГБУЗ формирует начальные (максимальные) цены своих контрактов, к которым у участников рынка возникли вопросы. Так, запросы коммерческих предложений производят ответственные лица организации согласно внутренним документам. Сведения о потенциальных поставщиках уполномоченные сотрудники Центра берут из Сети, а также из перечня своих старых поставщиков, опыт работы с которыми был положительным. Запрос могут послать и организации, которая без нареканий отрабатывала схожие контракты в других учреждениях. Основное условие – все контрагенты, у которых запрашиваются ценовые предложения, должны иметь как минимум трехлетний опыт поставок требуемого товара или услуги. При этом в данном алгоритме отсутствуют упоминания о каких-либо мероприятиях, которые могли бы предотвратить запрос предложений от аффилированных лиц. К примеру, антимонопольщики с представителями профильной краевой Инспекции не проверяли возможную связь компаний, на основе предложений которых КГБУЗ формировало цены по своим закупкам.
В ГУ МВД России по Алтайскому краю «Банкфаксу» сообщили, что не проводили и не проводят никаких проверок в отношении КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» в течение последних двух лет. В то же время, по данным агентства, правоохранители проявляют интерес к деятельности Центра в сфере закупок и ряда его поставщиков, на возможную аффилированность которых указывает целый ряд факторов. По информации инсайдеров, силовики сейчас несколько ограничены в своих возможностях из-за ряда юридических нюансов.
Напомним, что участники рынка поставок медицинской техники, сопутствующих услуг и расходных материалов ранее пожаловались «Банкфаксу» на «любимых» поставщиков КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», которым, по их мнению, почти без борьбы достаются наиболее интересные контракты по чрезвычайно выгодной стоимости. Предприниматели поделились с агентством своими наблюдениями о том, что эти юрлица, будучи аффилированными, могут принимать непосредственное участие в формировании начальных цен на торгах, которые в итоге могут быть завышенными.
Речь идет о таких компаниях, как «Альянсмедсервис», «Альянсмедтехника», ТК «Восточный Альянс» и т.д. Через ряд аффилированных лиц они связаны с предпринимателями Владимиром Шмелевым и Валерием Шпилевым. Вместе они когда-то создавали много других «Альянсов», ныне ликвидированных: ООО «ЧОП «Восточный Альянс», ЗАО «Восточный Альянс», ЗАО «ПК «Восточный Альянс» и т.д. В их бизнесе ранее фигурировал еще один человек – Илья Леснов, бывший совладелец и директор «Элсиба», учрежденного Шмелевым.
По данным других поставщиков медицинских товаров и услуг, у компаний из вышеописанного пула, специализирующихся на медицинском рынке, зачастую очень кстати оказывается под рукой редкое оборудование, продукция или узкие специалисты, которые вдруг становятся нужны Краевому клиническому центру охраны материнства и детства. Другим потенциальным участникам закупок в СФО порой невозможно быстро найти и поставить эти позиции, из-за чего «Альянсмедсервис», «Альянсмедтехника», ТК «Восточный Альянс» или связанные с ними компании часто одерживают победу на торгах без какой-либо конкуренции, оставаясь единственными участниками. Более того, эти связанные юрлица, по словам инсайдеров, могут «помогать» друг другу заполучить крупные контракты упомянутого учреждения на максимально выгодных для себя условиях. По их информации, когда Центр готовится провести ту или иную закупку и запрашивает коммерческие предложения у компаний для формирования начальной цены, его представители довольно часто обращаются к фирмам, аффилированным с «Альянсмедсервисом», из-за чего конечная стоимость закупки будто бы выходит куда выше рыночной.