2 марта в региональных Telegram-каналах распространили ссылку на интерактивную карту, с помощью которой можно следить за передвижением дорожной техники в Барнауле. Отдельные активисты тут же предложили сличать сведения с портала с официальными публикациями городской администрации. Ссылка функционировала всего несколько часов, а после доступ к ней был закрыт. Граждане подозревают, что количество снегоуборщиков, которое не превышало 30 единиц и вызвало у многих жителей краевого центра скепсис, незапланированно попало на всеобщее обозрение, и те отключили доступ к карте. В администрации Барнаула ИА «Банкфакс» заявили, что не имеют к публикации ссылки никакого отношения.
По сообщению целого ряда алтайских Telegram-каналов, интерактивная карта начала работать утром 2 марта. При этом никакого официального объявления мэрии на этот счет не было. Сомнений в аутентичности карты не возникло: IP-адрес сайта принадлежит холдингу «М2М-Телематика», который, согласно информации с его портала, с 2002 года действует на рынке спутникового мониторинга транспорта. У группы компаний есть юрлицо в Барнауле, которое, по данным портала Госзакупок, заключает контракты на обслуживание терминалов «ГЛОНАСС», в том числе с МБУ «Автодорстрой», а в числе крупнейших клиентов на сайте холдинга также указан «Алтайавтодор». Добавим, что внешний вид карты совпадает с тем, что был показан в сюжетах СМИ, посвященных устранению последствий снегопадов в краевом центре.
Пройдя по распространившейся в Сети ссылке, барнаульцы в режиме онлайн увидели, как по улицам города передвигаются порядка 30 единиц дорожной техники, снабженных системой «ГЛОНАСС». В то же время на офсайте администрации краевого центра утверждают, что 2 марта на уборке дорог от снега МБУ «Автодорстрой» задействовал 107 единиц техники. Плюс 140 дорожных рабочих вручную очищали от снега подходы к пешеходным переходам, остановки общественного транспорта и лестничные марши. Даже если учесть, что на данный момент оборудование навигационной системы установлено на 177 машинах учреждения из 248, цифры мэрии и карты слишком разнились, что вызвало ожидаемые упреки горожан к работе властей.
Спустя несколько часов свободный доступ к данному приложению оказался заблокирован. Горожане тут же заявили, что чиновники испугались того, что люди начнут сравнивать показатели и выражать свое недовольство существенной разницей в них. «Все любопытные глянули карту. Наверное, ответ, почему — очевиден. Не более 30 единиц, включая автобусы и стоящую в гаражах технику. Понятно, если сливать такое в паблик, вопросов будет очень много. Потому чиновники насмерть будут стоять, защищая закрытость этой информации», - написал канал «Барнаульский нытик».
Между тем в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула редакции сообщили, что администрация города интерактивную карту передвижения дорожной техники в публичный доступ не открывала. В мэрии заверили, что ими не проводился даже пробный запуск, соответственно отношения к закрытию доступа к карте они также не имеют. В настоящее время администрацией города вопрос создания публичной интерактивной карты только прорабатывается, поэтому дата запуска в Сети не определена. Таким образом можно предположить, что прямую ссылку предоставил авторам канала кто-то из городских чиновников или сотрудников подрядной организации, имеющих доступ к действующему ресурсу.
Напомним, что барнаульское МБУ «Автодорстрой», которое в рамках муниципального задания занимается содержанием улично-дорожной сети города, обещает оснастить всю снегоуборочную технику системой спутниковой навигации «ГЛОНАСС» лишь к концу апреля. Электронный аукцион прошел 2 марта. Начальная цена контракта на оказание услуг по оснащению транспортных средств составляла порядка 2,3 млн рублей. Дорожная служба дооборудует спецтехнику 93 терминалами спутниковой навигации и 190 датчиками уровня топлива. Это позволит диспетчерской службе предприятия в реальном времени качественно контролировать местонахождение, остановки и передвижение абсолютно всей техники. В сообщении мэрии на этот счет не назывались возможные сроки открытия публичного доступа к этой карте. На данный момент статус закупки - подведение итогов. Было подано четыре заявки в диапазоне цен от 1,17 млн до 2,03 млн рублей. Участник, предложивший наименьшую цену, стал победителем, но его название пока не раскрывается.
Отметим, что зимнем сезоне 2019-2020 годов горожане неоднократно высказывали претензии к работе по содержанию уличной сети: по их мнению, снег чистили плохо, и вывозился он недостаточно быстро, так что многие дороги «лишились» полос. Барнаульцы также обращали внимание, что техника часто работала на площадях у административных зданий, но проезжим частям «обычных», пусть и загруженных улиц, внимание не уделялось. Между тем публичный доступ к данным навигаторов не открыт.
22 января состоялось заседание правительства Алтайского края, на котором губернатор Виктор Томенко заслушал отчеты глав крупнейших городов региона, в том числе и.о. главы Барнаула Вячеслава Франка, об очистке улиц от снега. Доклады барнаульского градоначальника главу региона тогда не устроил. Основная его претензия заключалась в отсутствии четкого плана по расчистке улиц и предметной оценки предстоящих работ. В итоге губернатор призвал более ответственно подходить к вопросу и со стороны краевых властей пообещал подумать над увеличением финансирования дорожных служб.
Позже барнаульцы с негодованием обсуждали приоритеты городской администрации, сотрудники которой ответили одной из горожанок с официального аккаунта в Instagram, что не нашли денег на расчистку тротуара по улице Молодежной от снега. «Тротуар по Молодежной от переулка Ядринцева до проспекта Красноармейского не включен на содержание в связи с ограниченным финансированием», - заявили в горадминистрации. При этом авторы канала привели данные с портала Госзакупок, согласно которым мэрия потратила почти 1 млн рублей на брошюры с отчетом о проделанной в 2019 году работе.