До конца учебного года преподаватели алтайских школ не имеют права ставить ученикам двойки за невыполненные задания. Данное решение чиновников 21 апреля озвучил министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко в ходе онлайн-общения с журналистами. Он также назвал проблемы, с которыми пришлось столкнуться учителям, школьникам и их родителям в ходе дистант-обучения. По большому счету они были связаны с техническими сбоями, нехваткой гаджетов и недовольством взрослых, которым приходится делать домашние задания вместе со своими детьми. Однако Костенко заверил, что сейчас ситуация нормализуется, власти решают все вопросы в индивидуальном порядке.
По словам министра, вместо запланированных изначально 165 тысяч учеников к онлайн-обучению оказались готовы примерно 180 тысяч. Он связывает это с высокой ответственностью родителей, которые оперативно смогли организовать необходимые для этого технические условия. Вместе с тем в очном режиме продолжили свою работу малокомплектные школы в 14 селах и райцентрах региона (порядка 350 учеников), у которых нет возможностей перейти на удаленное обучение. По его заявлению, меньше 0,01 % детей не вышли на связь ради учебы 21 апреля.
Костенко заявил, что все сложности, с которыми им пришлось столкнуться, можно разделить на две большие группы. Первая касается технических вопросов - это и ожидаемый наплыв посетителей на платформы обучения, и нехватка рабочей техники. Ко второй группе Минобрнауки отнесло психологические проблемы, которые возникли от общего стресса жителей Алтайского края, связанного с режимом самоизоляции, распространением вируса и продолжительным совместным нахождением дома детей и родителей. По его словам, многие взрослые жаловались, что им приходится много времени посвящать выполнению домашнего задания. На это министр заявил, что родителей никто не заставляет этим заниматься. «Когда нам поступали такие жалобы, мы в ответ интересовались, что родители еще совместно делают с ребенком. Возможно, они вместе готовят или проводят какие-то познавательные, интеллектуальные игры. Если это так, мы просили их отложить выполнение домашних заданий и продолжить заниматься с ребенком привычными вещами, чтобы сохранить эмоционально целостные родительско-детские отношения. Однако у них в ответ возникает пауза: «А что мне с ним еще делать?» Получается, что детям уделяется не так много времени в принципе. Тогда мы предлагали помочь организовать режим обучения так, чтобы он проходил без напряжения для школьников и для их семей», - пояснил Костенко.
Министр призвал родителей относиться с большим пониманием к сложившейся ситуации и помнить, что «просто спросить в конце дня про оценки, которые ребенок получил, - это не все родительство». «Нужно понимать, что сейчас сложная ситуация и для ребенка, которому теперь надо понять, что школа - это дом, а мама или папа - это тоже учитель наравне с педагогами. Образование невозможно без опоры на взрослого», - заявил Максим Костенко.
Со своей стороны министр пообещал, что они сделают все возможное, чтобы облегчить жизнь и взрослым, и детям. Так, задания будут даваться дозированно. По таким предметам, как музыка и изобразительное искусство, возможен вариант выполнения одного творческого задания, по которому будет выставлены оценка за четверть. Кроме того, в школы ввели мораторий на двойки.
Максим Костенко также обратил внимание, что тревог относительно того, что у детей останутся пробелы в знаниях, быть не должно, поскольку сейчас наиболее важно обезопасить жизнь и здоровье детей. К тому же в апреле-мае школьники в основном закрепляют материал, а не разбирают новые темы. В сентябре будут проведены всероссийские проверочные работы. Министр подчеркнул, что оценки по ним выставляться не будут, они нацелены на то, чтобы обнаружить дефицит знаний и ликвидировать его. «Учение - это не шоу, это труд. Родители увидели на практике, сколько их ребенок на самом деле тратит времени и сил на уроки», - отметил Костенко. Более того, он заявил, что за период дистанта успеваемость в регионе повысилась. Министр связывает это с тем, что дети получают облегченные занятия, что у них появилось больше времени на учебу в отсутствии кружков и прогулок, и что родители прилежнее следят за тем, как школьники занимаются. Впрочем, в родительском сообществе есть мнение, что дело в упомянутом моратории на двойки, и в том, что учителя не так строги в период дистанта.
Костенко обратил внимание и на то, что многих учителей данная ситуация работы из дома тоже выбивает из колеи. «Во все времена существовала защита на приватную жизнь учителя. Попасть к ним домой раньше было невозможно без особой на то причины. А сейчас не только ребенок онлайн попадает к учителю домой, но и его родители, а иногда и бабушки с дедушками. В результате учитель оказывается как на арене или на сцене. А потом ему еще и шлют оценки его «выступления» по WhatsApp», - констатировал министр. В заключение он заявил, что вполне вероятным видится сохранение дистанционного режима обучения до конца мая, однако пока делать выводы рано.
Напомним, 13 апреля школьники Алтайского края вернулись с затяжных каникул, в ходе которых Минобрнауки вместе с образовательными учреждениями вел подготовку к переходу на дистанционное обучение. Однако, судя по отзывам в соцсетях, образовательная система края оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в Сеть. Так, интернет-ресурсы зависали, из-за чего некоторым школам пришлось разрабатывать свои платформы. В краевом Минобре ИА «Банкфакс» объяснили, что зависания связаны с сетевой нагрузкой, которая многократно превысила расчетную.