Бывший депутат Госдумы и глава воронежской строительной фирмы «Аксиома» Сергей Журавлев нашел покровителя для своих нереалистичных проектов. Намечается грандиозный «распил»?
Как сообщает корреспондент «Документы и Факты», скандально известный воронежский предприниматель Сергей Журавлев возможно смог найти соинвестора для строительства терминала городского аэропорта. Нашумевший, но далекий пока от исполнения проект может поддержать холдинг московского бизнесмена Романа Троценко «Новапорт», владеющий воздушными гаванями в 15 городах России. Детали строительства обсуждались на встрече губернатора Воронежской области Алексея Гусева и Троценко.
План строительства нового аэропорта в Воронеже начали обсуждать еще в 2013 году. Практически сразу в строительстве различными способами пытался поучаствовать имеющий тогда корочку депутата Госдумы от ЛДПР Сергей Журавлев. Возможно, он хотел каким-то образом прикоснуться к немалым средствам, которые обещала стройка. Однако строительство так и не начиналось.
Причина этого довольно банальна. Можно изготовить для какой-нибудь выставки красивый макет нового терминала и написать в буклетах, каким сверкающим благолепием будут радовать гостей города новый аэропорт. Но на реализацию масштабного проекта нужны немалые деньги. По разным оценкам, модернизация аэропорта может обойтись в 6 млрд рублей. Однако, чтобы эта сумма окупилась хотя бы через десять лет, годовой пассажиропоток должен составлять не менее двух миллионов человек в год.
В прошлом году пассажиропоток составил 770 тысяч. Это при том, что существующий терминал способен обслужить почти вдвое больше. Несмотря на заявления властей региона, что строительством интересуются иностранные компании, никто вкладывать средства в сомнительное предприятие не хотел.
Вряд ли хотел вкладывать средства и Сергей Журавлев с подконтрольной ему АО ФК «Аксиома». Согласно бухгалтерской отчетности, в 2018 году прибыль его предприятия составила 10 млн рублей, чего явно недостаточно для вложений в столь крупную затею как аэропорт. Тем более в Воронеже Журавлев имеет весьма неоднозначную репутацию с точки зрения деловой этики. По разным данным, в немалой степени его успехи обусловлены хорошими связями с региональными властями.
В начале 2000-х, как можно предположить, не без помощи тогдашнего губернатора Владимира Кулакова Журавлев смог получить кусок земли в самом центре Воронежа и построить офис напротив здания областного правительства. Сейчас офис «Аксиомы» располагается по не менее привлекательному адресу на улице Пушкина, 4а. Там работает весьма популярный в городе ресторан. По некоторым сведениям, частью нового здания владеет как раз бывший губернатор.
Но настоящий скандал разразился в 2013 году, когда «Аксиоме», по всей видимости, при помощи тогдашнего главного эколога города Юрия Яковлева, удалось перевести 15 гектар леса на окраине Северного микрорайона из территории реакреации в зону для строительства. Это решение обоснованно вызвало бурное негодование местных жителей. Яковлев тогда разводил руками и говорил, что ничего не может поделать. На месте предполагаемой стройки повесила плакат, что собирается строить всего-навсего детский сад на 220 мест.
Что лес будут вырубать ради возведения одного детского сада, жители тоже поверить не могли. Но планы у Журавлева, по всей видимости, действительно были грандиозные. Для сравнения, Московский Кремль с резиденцией главы государства, многочисленными музеями, храмами, Дворцом съездов и даже парком занимает площадь 27 га. Сколько собирался на 15 га возвести Журавлев многоэтажных домов на продажу, остается только гадать.
О том, куда могут пойти чужие вложения от реконструкции аэропорта, намекает интересный факт. Когда в 2015 году в прессу просочились так называемые «панамские активы», фамилия Журавлева оказалась в среде учредителей Grantly Commerce Limited на британских Виргинских островах. Сам депутат, который тогда был депутатом Госдумы и не мог заниматься бизнесом, назвал участие в офшорах «ошибкой молодости».
Но теперь план по строительству нового аэропорта, видимо, обретает второе дыхание с приходом «Новапорта» Романа Троценко. Правда, и тут возникает много неясностей. Во-первых, после уже упоминавшейся встрече Троценко с губернатором Гусевым, участники переговоров признали, что детали строительства до конца не проработаны. Это сложно себе представить, если учесть, что о выгодах затеи Журавленко и чиновники говорят с 2013 года.
Во-вторых, модернизацию аэропорта обещают завершить только к 2025 году. Учитывая опыт предыдущий лет, можно предположить, что и к этой дате застройщики с задачей не справятся. Тем более детали не проработаны. Скорее всего, через шесть лет жители Воронежа на месте стройки увидят только котлован. Выделенные средства, как можно догадаться, будут уже потрачены и из бюджета будут просить выделить новые инвестиции.
О том, что такой сценарий возможен, говорит недавняя история с попыткой «Новапорта» Троценко модернизировать аэропорт в Иркутске. Тогда речь шла о сумме от 1,1 млрд рублей до 20 млрд, если бы было принято решение (а такой вариант рассматривался) строительства новой воздушной гавани. Но против передачи прав на строительство «Новапорту» тогда выступили Минтранс РФ, заксобрание Иркутской области и Федеральная антимонопольная служба. Они выступали за открытый конкурс подрядчика.
Долгое согласование контракта с «Новапортом» региональными чиновниками Троценко резко обозвал «зоопарком решений». Чем бы открытый выбор фирмы-застройщика не устроил Троценко, остается только гадать. Однако известно, что «Новапорт» относится к непубличным компаниям. Офис в Москве обнесен колючей проволокой и стоит без всякой вывески.
Однако не исключено, что спорный во многих отношениях проект воронежского аэропорта будет принят. По разным слухам, Троценко знаком с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Но что точно известно, что Троценко занимает должность советника главы «Роснефти» Игоря Сечина.
Понятно, что с такими высокими связями можно добиться принятия очень разных решений, пусть даже и сомнительных с точки зрения общественного блага. Это, по всей видимости, и понял бывший депутат Сергей Журавлев, который ранее вращался преимущественно в кругах воронежских провинциальных «воротил». Теперь попал под «крыло» Романа Троценко и его покровителей.